Mura Vey (mura_vey) wrote,
Mura Vey
mura_vey

Сетевой маркетинг и его социальные подробности

     Одного моего одноклассника поглотил сетевой маркетинг. А сетевой маркетинг, как я на его примере, узнала - это страшная вещь. Выражается это в том, что он непрерывно пишет всем письма о каких-то акциях, событиях, в которых всем адресатам предлагается поучаствовать, причем делает это настолько часто, что его пришлось замодерировать в классной рассылке, чтобы она не захламлялась. И периодически звонит по телефону и предлагает встретиться и обсудить некий загадочный проект, сулящий адресату некие абстрактные выгоды. Причем на конкретные вопросы, что за проект не отвечает, а говорит, что вот давай встретимся, и там все обсудим. В основном все вяло отказываются и на этом разговор прекращается, а потом он перезванивает через месяц с примерно тем же текстом. Однажды он меня напугал. В очередной свой звонок, он сообщил мне, что про этот загадочный проект он сам не может мне хорошо объяснить, но вот есть некая дама, которая сейчас подойдет к телефону и мне все объяснит. Дама говорила словами ничуть не менее обтекаемыми, но в конце впечатлила меня фразой, которая впоследствии закрепилась в нашем семейном диалекте. В последнюю минуту разговора, когда я уже от всех предложений прийти, поговорить и обсудить отказалась, она мне сообщила: "Ну, значит, вы еще не дозрели". И предложила позвонить через несколько месяцев. Я настоятельно просила этого не делать.
    Но надо сказать ровно в этом месте истории я немножко напугалась. Потому что до этого я за загадочным "проектом" однозначно видела какой-то сетевой маркетинг, в котором просто стеснялись сразу признаваться, что они продают какой-то гербалайф. А тут происходящее престало вписываться в мою схему сетевого маркетинга и я испугалась, а вдруг это религиозная секта. И тогда надо связываться родственниками одноклассника и по крайней мере пытаться им объяснить, что происходит. И поэтому, когда спустя месяц или два раздался тот самый регулярный звонок с предложением прийти и послушать про проект, я согласилась. И пошла слушать.
    Обрабатывали меня вдвоем. Одноклассник и его знакомая, которая насколько я поняла и позвала его в это странное дело. Это была не та вопиющая дама, с которой я разговаривала по телефону. И тут с одной стороны меня ждало облегчение, потому что это все-таки оказался сетевой маркетинг, а с другой стороны я была впечатлена степенью зомбированности моих собеседников. Они разговаривали штампованными неуютными заученными обтекаемыми фразами, они пытались быть похожими на бизнес-презентацию, в то время как это был жанр совершенно им чуждый и неродной. Они провели для демонстрацию действенности продукта из серии "возьмем обычный порошок и порошок "Тайд" (да, да при мне сыпали порошок в стаканчик с зеленой жидкостью), совершенно неубедительный для человека, когда бы то ни было имевшего дело с экспериментальными данными. Их явно учили механизму "внутреннего да", когда, если ты говоришь какие-то вещи, с которыми человек очевидным образом соглашается про себя, то после какого-то количества таких утверждений человеку уже легче согласиться со следующим утверждением, пусть даже оно в принципе противоречит его взглядам. Но пользовались они этой техникой достаточно неумело. Здесь легко можно было бы провести заранее проверку местности и выяснить глобальные маркетинговые подробности моей жизни. Почти любой случайно выбранный мой одноклассник, наверняка, мог бы рассказать, что у меня есть дети и что последние три года перед той встречей я провела не в Москве. Что сильно меняет профиль меня как потребителя разных товаров и услуг. И подход в связи с этим ко мне, конечно же, должен быть другой. Но такой простой вещи не было сделано. И поэтому "да-да-да" во многом пролетало впустую, просто потому, что сказанное вслух не имело ко мне отношения. Например, бесполезно и смешно рассказывать человеку, у которого есть ребенок школьного возраста о том, что вскоре придется задуматься о том, что появятся дети. Я, как-то не ожидавшая подобной промашки планирования, даже не стала поправлять, чтобы посмотреть, что будет дальше.
    Была у всего этого и составляющая, скорее имеющая отношение к секте, чем к собственно маркетингу. Мне рассказывали про встречи приобщившихся к этому самому маркетингу, про тренинги на которых особо продвинутые на этом поприще рассказывают новичкам о своих методах работы, показывали журналы с портретами и историями особо успешных из них. То есть была видна работа по созданию ощущения сообщества, псевдо уровня второй социальности. Самым же смешным для меня была просьба, если мне захочется, чтобы кто-то еще, например, мой муж о проекте узнал, не рассказывать ему об этом самой, потому как "от близких людей услышишь такое и не станешь серьезно относиться", а пригласить его к ним же и уж они тогда и расскажут ему все в нужных подробностях и куда лучше, чем я, убедят в том, что ему это нужно.
    Я ушла с обещанием подумать и на следующий день, когда он мне позвонил, от всех вариантов сотрудничества с проектом отказалась. Я ждала вопроса «почему» и даже заготовила специально ответ, что не хочу сотрудничать с компанией, которая пользуется такими грязными маркетинговыми методами. Но у меня его не спросили. Я всего лишь еще раз услышала, что, видимо, я еще не созрела, и с тех пор мне больше никто из них не звонил.
    А сетевой маркетинг - страшная штука. Я, видимо, до него не дозрела. И мне очень страшно то, что там случается с, в общем-то, милыми и приятными людьми.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments