Mura Vey (mura_vey) wrote,
Mura Vey
mura_vey

Сетевой маркетинг и его социальные подробности

     Одного моего одноклассника поглотил сетевой маркетинг. А сетевой маркетинг, как я на его примере, узнала - это страшная вещь. Выражается это в том, что он непрерывно пишет всем письма о каких-то акциях, событиях, в которых всем адресатам предлагается поучаствовать, причем делает это настолько часто, что его пришлось замодерировать в классной рассылке, чтобы она не захламлялась. И периодически звонит по телефону и предлагает встретиться и обсудить некий загадочный проект, сулящий адресату некие абстрактные выгоды. Причем на конкретные вопросы, что за проект не отвечает, а говорит, что вот давай встретимся, и там все обсудим. В основном все вяло отказываются и на этом разговор прекращается, а потом он перезванивает через месяц с примерно тем же текстом. Однажды он меня напугал. В очередной свой звонок, он сообщил мне, что про этот загадочный проект он сам не может мне хорошо объяснить, но вот есть некая дама, которая сейчас подойдет к телефону и мне все объяснит. Дама говорила словами ничуть не менее обтекаемыми, но в конце впечатлила меня фразой, которая впоследствии закрепилась в нашем семейном диалекте. В последнюю минуту разговора, когда я уже от всех предложений прийти, поговорить и обсудить отказалась, она мне сообщила: "Ну, значит, вы еще не дозрели". И предложила позвонить через несколько месяцев. Я настоятельно просила этого не делать.
    Но надо сказать ровно в этом месте истории я немножко напугалась. Потому что до этого я за загадочным "проектом" однозначно видела какой-то сетевой маркетинг, в котором просто стеснялись сразу признаваться, что они продают какой-то гербалайф. А тут происходящее престало вписываться в мою схему сетевого маркетинга и я испугалась, а вдруг это религиозная секта. И тогда надо связываться родственниками одноклассника и по крайней мере пытаться им объяснить, что происходит. И поэтому, когда спустя месяц или два раздался тот самый регулярный звонок с предложением прийти и послушать про проект, я согласилась. И пошла слушать.
    Обрабатывали меня вдвоем. Одноклассник и его знакомая, которая насколько я поняла и позвала его в это странное дело. Это была не та вопиющая дама, с которой я разговаривала по телефону. И тут с одной стороны меня ждало облегчение, потому что это все-таки оказался сетевой маркетинг, а с другой стороны я была впечатлена степенью зомбированности моих собеседников. Они разговаривали штампованными неуютными заученными обтекаемыми фразами, они пытались быть похожими на бизнес-презентацию, в то время как это был жанр совершенно им чуждый и неродной. Они провели для демонстрацию действенности продукта из серии "возьмем обычный порошок и порошок "Тайд" (да, да при мне сыпали порошок в стаканчик с зеленой жидкостью), совершенно неубедительный для человека, когда бы то ни было имевшего дело с экспериментальными данными. Их явно учили механизму "внутреннего да", когда, если ты говоришь какие-то вещи, с которыми человек очевидным образом соглашается про себя, то после какого-то количества таких утверждений человеку уже легче согласиться со следующим утверждением, пусть даже оно в принципе противоречит его взглядам. Но пользовались они этой техникой достаточно неумело. Здесь легко можно было бы провести заранее проверку местности и выяснить глобальные маркетинговые подробности моей жизни. Почти любой случайно выбранный мой одноклассник, наверняка, мог бы рассказать, что у меня есть дети и что последние три года перед той встречей я провела не в Москве. Что сильно меняет профиль меня как потребителя разных товаров и услуг. И подход в связи с этим ко мне, конечно же, должен быть другой. Но такой простой вещи не было сделано. И поэтому "да-да-да" во многом пролетало впустую, просто потому, что сказанное вслух не имело ко мне отношения. Например, бесполезно и смешно рассказывать человеку, у которого есть ребенок школьного возраста о том, что вскоре придется задуматься о том, что появятся дети. Я, как-то не ожидавшая подобной промашки планирования, даже не стала поправлять, чтобы посмотреть, что будет дальше.
    Была у всего этого и составляющая, скорее имеющая отношение к секте, чем к собственно маркетингу. Мне рассказывали про встречи приобщившихся к этому самому маркетингу, про тренинги на которых особо продвинутые на этом поприще рассказывают новичкам о своих методах работы, показывали журналы с портретами и историями особо успешных из них. То есть была видна работа по созданию ощущения сообщества, псевдо уровня второй социальности. Самым же смешным для меня была просьба, если мне захочется, чтобы кто-то еще, например, мой муж о проекте узнал, не рассказывать ему об этом самой, потому как "от близких людей услышишь такое и не станешь серьезно относиться", а пригласить его к ним же и уж они тогда и расскажут ему все в нужных подробностях и куда лучше, чем я, убедят в том, что ему это нужно.
    Я ушла с обещанием подумать и на следующий день, когда он мне позвонил, от всех вариантов сотрудничества с проектом отказалась. Я ждала вопроса «почему» и даже заготовила специально ответ, что не хочу сотрудничать с компанией, которая пользуется такими грязными маркетинговыми методами. Но у меня его не спросили. Я всего лишь еще раз услышала, что, видимо, я еще не созрела, и с тех пор мне больше никто из них не звонил.
    А сетевой маркетинг - страшная штука. Я, видимо, до него не дозрела. И мне очень страшно то, что там случается с, в общем-то, милыми и приятными людьми.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments